Режиссеры театра «Круг-2» поделились планами празднования сорокалетия театра в феврале 2015 года

В 2002 году в прямом эфире радио «Эхо Москвы» Константин Райкин, замечательный актер и художественный руководитель театра «Сатирикон», произнёс простую истину: «Театр — это элитарное искусство. 10% населения города ходят в театр, 90% не ходят никогда. То есть изначально, по определению, я имею дело с публикой избранной».

* * *

Лето двухтысячного года. Тульская область. Краснознаменский любительский театр «КРУГ-2», вместе со своим художественным руководителем Евгенией Павловной Ступаковой, в очередной раз выехали в летний лагерь, где не только отдыхали, но и показывали спектакли для молодой публики. Сцена располагалась на улице и служила, в обычное время, летним кинотеатром. Без навеса, под открытым небом, подставляя себя солнечным лучам, публика наслаждалась актёрской игрой.

В тот день занавес открылся для спектакля «От красной крысы до зелёной звезды» по пьесе Алексея Слаповского. Вдруг посреди действия, тучи, сгущавшиеся над лагерем, разрезала первая вспышка. Началась гроза. Оставалось тридцать минут до конца спектакля, но духоту прелого дня крупными стремительными каплями окатил ливень.

Евгения Павловна остановила актёрскую игру, пообещав зрителям, что он будет сыгран на следующий день. Казалось, спектакль потерян…

* * *

2014 год, начало зимы. Алексей Коваленко, актёр, режиссёр, директор и Андрей Ведмецкий, актёр, режиссёр и художественный руководитель Молодёжного театра «КРУГ-2» рассказывают о жизни родного театра, его истории, взлётах и падениях.

Театр основала Евгения Павловна Ступакова в далёком 1975 году. Через её студию прошло, по меньшей мере, две тысячи воспитанников. Кто-то и дальше связал свою жизнь с «храмом Мельпомены», а кому-то было достаточно получить ораторские навыки.

«Коллективу Радостных и Увлечённых из Голицыно-2» (именно так расшифровывается аббревиатура в названии театра) в феврале 2015 года стукнет сорок лет, а он все также молод.

«Знаете, чем профессиональный театр отличается от любительского?» — задал вопрос Андрей Ведмецкий. «Профессиональный от слова „профессия“. Актёру платят за его работу; он сродни человеку, идущему на завод оттачивать деталь за деталью. К семи вечера в театр, до десяти спектакль. В одиннадцать, сняв маску, грим, надев свой полушубок, шапку, он выходит в ночь и идёт домой. На следующий день вновь к станку». «А вот любительский?» — подхватил Алексей Коваленко. «Им правит любовь к искусству. И за свой бескорыстный творческий труд он не получает денег».

Театр — это, в бурлящем потоке повседневности, вторая жизнь после основной, куда хочется скрыться.

«Мы хотим играть чаще», — сказал Андрей. «Спектакль может готовиться год или дольше. Когда так долго делаешь постановку, вкладываешь в неё душу, сложно с ней расстаться. Поэтому, отыграв дома, устремляемся за его пределы: спектакль продолжает жить на фестивалях, гастролях и благотворительных показах. И возникает парадоксальная ситуация: за городом мы востребованы и играем чаще, чем в родном Краснознаменске».

Художественный руководитель также подчеркнул, что горожане не привыкли получать качественный продукт в сфере развлечений и культуры. И не от неимения возможности.

«Наш город заложник своего географического положения. Приезжая со спектаклями, например, в город Барановичи, Брестской области, мы собираем полные залы, к нам стекается театральный народ со всего города и окрестностей. Барановичи далёк от центра Белоруссии, но и в Минске нет той мощной индустрии развлечений, которой богата Москва. А Краснознаменск находится в каком-то часе езды от слепящих огней российской столицы. И конкуренция тут проигрышная».

В Молодёжном Центре участники коллектива «КРУГ-2» переоборудовали кафе под камерный зал, вместимостью не больше тридцати человек. Устлав коврами пол, притушив свет, открыли ещё одну театральную сцену. Она сливается с залом, актеры сидят непосредственно рядом со зрителем. Публика целиком находится внутри спектакля, становясь его частью. В октябре 2014 года камерная сцена Молодёжного Центра открылась премьерным показам спектакля «Бог резни» по пьесе современного французского драматурга Ясмины Резы. (К слову, Роман Полански снял психологическую трагикомедию несколько лет назад по мотивам этого произведения).

«КРУГ-2», состоящий из, порядка, двадцати человек считается редким явлением — «театр-кампания», как однажды заметил художественный руководитель омского любительского театра «Карусель». Дружеская атмосфера и возможность любому члену «кампании», при наличии интересной идеи, показать себя режиссёром-постановщиком, позволила ей завоевать любовь зрителей и стать лауреатом таких фестивалей, как самарский «Ваш выход» (2009 год), сочинский «Пространство юных» (2010 год); стать в 2012 году обладателем «Гран-при» Театрального фестиваля-лаборатории детских и молодёжных театров «Друзья Мельпомены» в городе Чехове.

«Любой серьёзный проект встречает на своём пути преграды. Лет семь назад мы сами сыграли с собой злую шутку», — едва улыбаясь сказал Андрей.

«Да что уж там. Это был «выдающийся провал»!" - театрально возвёл руки Алексей. «Решились сыграть «Бесприданницу» на земле самого автора — А. Н. Островского — в Щелыково, музее-заповеднике в Костромской области. Эпичность ситуации была в том, что за окном началось буйство природы: ставни распахивались от ветра, по стёклам барабанил дождь. И очевидцы твердили позже — в самом сердце усадьбы великого драматурга идёт провальный спектакль по его выдающемуся произведению… Мы не стесняемся своего провала. Провал — это не страшно. Страшно, если из этого не делать выводы.

Поражение дало творческий импульс, была проведена работа над ошибками. И на следующий год мы стали лауреатами фестиваля «Успех» в том же Щелыково».

* * *

Лето двухтысячного года. Гроза неумолимо гнала прочь от открытой сцены. Прерванное представление обещали доиграть на следующий день. Казалось, что спектакль потерян… Но театральные гости были настолько вовлечены в происходящее на сцене, что не хотели ждать до завтра — они помогли актёрам перенести декорации в фойе одного из корпусов здания лагеря. Небольшой кабинет заполнился зрителями, ютившимися чуть ли не на головах соседей, лишь бы досмотреть творческий акт.

«Представление возобновилось. Но возникла совершенно другая эмоция. Театр — удивительное творческое пространство. Спектакль творят не только актёры, но и зрители — между ними совершается своеобразный энергообмен. Существует такое понятие, как «катарсис», то есть очищение через сопереживание, когда градус энергетического накала спектакля достигает апогея и происходит чудо». Кто хоть раз ощутил это чувство, тот становится зависим от этого вида искусства. И созерцатель становится частью тех немногочисленных 10%, устремляющихся, как за путеводной звездой, в храм искусства — Театр.

21 и 22 февраля 2015 года Молодежный театр «КРУГ-2» им. Е. П. Ступаковой отметит своё сорокалетие. В рамках празднования юбилея пройдёт фестиваль, на который приедут любительские театры из разных уголков России. Всех желающих насладиться театром приглашают в Молодежный Центр города Краснознаменска на спектакли и юбилейный концерт.

А чтобы постоянно быть в курсе важных событий нашего краснознаменского любительского театра, заходите в группу театра «КРУГ-2» в социальной сети ВКонтакте

Фотографии из архива Молодёжного театра «КРУГ-2».

Доброго дня!




© 2001–2017   Творческое объединение «Твой электронный город — Краснознаменск.ру»

Произведения, защищенные копирайтом можно использовать для цитирования сообщений в СМИ, научных исследований, обучения, комментариев и критики, но с обязательной ссылкой на источник и использованием не более нескольких абзацев авторского текста.