Илья Климентьев. Корреспондент ТВР+

 — Илья, привет! Хочется, чтобы ты рассказал о своей работе корреспондента, но перед этим расскажи немного о себе?

— Сам я родился в Москве, но там, по сути, никогда не жил. С родителями колесили по разным городам — отец тогда служил майором Внутренних Войск, постоянно переезжали. В конце-концов приехали сюда, в Краснознаменск, к родным — мне было 6 лет. Прожили здесь 9 лет, потом переехали в Питер.

— Почему возникла идея переехать? И почему именно Питер?

— Все очень просто — квартира в хорошем районе Санкт-Петербурга стоит немного меньше, чем такая же квартира в Краснознаменске. Да и у нашей семьи всегда была мечта — жить в Питере. Побывали там как-то несколько дней — и влюбились в этот город. Там я закончил школу, университет — отучился 5 лет на PR-менеджера в Санкт-Петербургском государственном Политехническом университете. Потом пошел в армию, отслужил в Нижнем Новгороде — и вернулся в Питер.

— А потом снова вернулся в Краснознаменск?

— Да. Пришел после армии, начал устраиваться на работу — и понял, что найти что-то стоящее очень тяжело. Я работал по специальности 2 года. Еще когда учился в университете, думал, что с опытом работы по специальности и военным билетом все работодатели меня ждут с распростертыми объятиями. Но все оказалось немного по-другому. И тут мне написал мой друг, Николай Антипов, фотограф со стажем, с камерой давно дружит и фотографии делает космические, — говорит, «давай к нам обратно в город, я тут оператором работаю на телеканале, нужен корреспондент, у тебя получится!» Получится-то получится, но колебался долго — вдруг перееду, а работа не устроит или просто что-то пойдет не так. В конце-концов решился, вернулся в Краснознаменск — и не прогадал.

— Почему корреспондент? Ты же получил другое образование? Не было мысли, что не справишься?

— Да всякие мысли были, если честно. Но идея связать себя со СМИ родилась еще в школе — на PR-менеджера я пошел отчасти потому, что не попал на журналистику. Пиар — это более механическая работа, «математика гуманитарных наук». Интересно, но нужно действительно чувствовать и понимать алгоритмы взаимодействия самых разных факторов, чтобы эффективно работать, да и результат твоей деятельности может проявиться через полгода. Или год. Или вообще не проявится. А журналистика — это творчество. Даже если ты пишешь об обыденном, всегда можно извернуться и вплести что-то свое — и результат твоей работы виден сразу. С написанием текстов и статей никогда проблем не было, как мне казалось. В плане общения с людьми — тем более. Работа корреспондента — это журналистика в квадрате, очень много граней творчества проявляется — это интересно.

— Расскажи о телеканале, на котором работаешь. Что он из себя представляет?

— Это городской телеканал «ТВР+". Работает уже давно, с 1997 года, освещает события в Краснознаменске, работу властей, городских учреждений. Основная программа — «В курсе событий», ежедневные новости. Раньше вещали на «Подмосковье 360», сейчас перешли на телеканал «ВМЕСТЕ-РФ». Новости выходят каждый будний день, в 20:00, повторы новостей — на следующий день в 8:00 и 12:00; по средам — часовой прямой эфир с гостями программы, в том числе и с главой города. Активно работаем с отделом информационной политики администрации, образовательными учреждениями города, городскими структурами. Штат небольшой, но ребята работают активно — стараемся везде успевать.

— В чем заключается работа корреспондента на телеканале? Как происходит процесс написания репортажа?

— У каждого телеканала своя схема работы — где-то штат больше и техника покруче, личный транспорт есть, информаторы. У нас все проще — зачастую нам дают информацию, что в таком-то месте будет то-то, такие-то люди будут там. На место событий выдвигаются два человека — корреспондент и оператор. Задача корреспондента — уже во время съемок в голове смоделировать структуру репортажа: какие кадры ему нужны, в каких местах что отснять, каких людей. Если нужно взять интервью, то надо знать, какие опорные вопросы задать человеку так, чтобы он ответил информативно, без лишней мишуры. Операторы у нас опытные, но иногда нужно подойти к нему, ткнуть пальцем — вот это сними крупно, а вот этот если будет говорить, снимай полностью его речь.

Когда съемка закончена — возвращаемся на телеканал. На этом работа оператора заканчивается, а работа корреспондента, по сути, только начинается. Нужно посмотреть весь материал, выбрать подходящие отрывки из интервью для синхронов. Главное, чтобы текст репортажа был цельным, не противоречил синхронам. Ты что-то рассказываешь зрителям, и тут в кадре говорит человек, как бы продолжая или подтверждая твою мысль. Важно помнить, что ты пишешь не статью в газете — в репортаже главное картинка и информация. В зависимости от темы репортажа нужно делать акцент либо на одном, либо на другом. После того, как твой материал проверили — идешь зачитывать текст. Это вообще отдельная тема — стоя перед микрофоном и в десятый раз перечитывая какой-нибудь абзац своего же текста из-за того, что не можешь выговорить, казалось бы, несложное слово, начинаешь реально злиться — в процессе записи голоса лучше в студию не заходить. После записи идешь к монтажерам вместе с текстом — обсуждаешь, какие лучше кадры где выставить, какими ракурсами перекрыть тот или другой абзац. Через какое-то время приходишь и смотришь готовый репортаж, чтобы увидеть общую картину и что-то подправить, если нужно.

— Поначалу были какие-то сложности? Трудно было войти в такой ритм работы?

— Не могу сказать, что поначалу было очень тяжко — все-таки был какой-никакой опыт написания текстов. А вот с людьми я никогда не работал в таком режиме. Как это — нужно подходить к людям на улице и задавать вопросы? Никакого страха не было, но с другой стороны — люди спокойно идут по своим делам, а тут ты лезешь к ним с микрофоном, рядом над человеком нависает оператор с камерой. Как-то неудобно перед людьми вмешиваться в их личное пространство. Но учили меня всем коллективом, в этом плане ребятам огромное спасибо. Ты ходишь по студии, как слепой котенок, и не можешь понять, куда тебе идти дальше. Вроде репортаж написал — нет, иди корректируй. Записал голос? Молодец. Иди перезаписывай, дикция хромает и звук разный. Успокоился, отдал монтажерам — куда пошел, садись, говори, что куда вставлять. Сначала я думал: «Репортаж в день — нормально, как раз буду успевать». Сейчас пишу три репортажа в день и еще новости записываю. Благодаря коллегам, которые меня быстро обучили и очень тепло приняли, даже самый завальный график и быстрый темп работы не сбивает с ног — воспринимаешь все как должное. В хорошем коллективе и работать приятно.

— Ты упомянул про запись новостей. Диктором тоже ты работаешь?

— Не только я. Здесь это нормальная практика — практически все корреспонденты еще и дикторы новостей. Если ты работаешь для опыта, то это приятный бонус — навыки работы на камеру всегда пригодятся. Хотя все относятся к этому по-разному. Кому-то нравится себя видеть в телевизоре, для кого-то это просто рабочий момент. Мне сначала не нравилось — ты сидишь как вкопанный, смотришь на экран с текстом, вещаешь куда-то в пустоту. А потом привыкаешь — тем более что во время записи новостей напрягаешься, из-за этого начинаешь шутить, подкалывать режиссера с оператором. В итоге получаются смешные кадры, которые потом можно сесть и пересмотреть с удовольствием.

— Глобальный вопрос — в чем смысл работы корреспондента?

— Трудно сказать. Думаю, сейчас почти не осталось молодежи, которая рвется в журналистику ради свободы слова. Мне самому только 23, но у меня никогда не было в голове представления об этом как о голосе правды — в современном мире это нереально. Сейчас почти все СМИ так или иначе работают на кого-то или под чьим-то патронажем — это нормальная практика, ведь это бизнес, политика. Другой вопрос, насколько сильно на тебя давят. Лично для меня работа корреспондентом — это возможность проявить свои таланты и умения, возможность творчества с осязаемым результатом. Отчасти радует мысль, что твое творчество кто-то увидит. В этом плане еще привлекает возможность управления информацией, ведь ты можешь повернуть репортаж так, как тебе хочется — и зритель увидит то, что ты захочешь. Но делать это нужно разумно — мы никогда не занимаемся враньем в чистом виде или переигровкой фактов.

— Есть ли какие трудности работы корреспондента именно в Краснознаменске, какая-то специфика работы?

— Конечно. У нас есть свое негласное начальство в администрации города, поэтому приходится освещать практически все их телодвижения. Это несложно, да и где-то даже интересно. Я, как человек, который постоянно пишет репортажи о работе городской администрации, могу сказать, что мнение о том, что наши чиновники сидят в кабинетах и радостно получают зарплату — это миф. Да, где-то есть недочеты — это такая же работа, бывают ошибки, глупости. Но в целом работают они очень активно и продуктивно. Вот только вся эта продуктивность выходит нам боком — нет нормального обмена информацией. Зачастую мы узнаем о каком-то мероприятии за полчаса до его начала. Не потому что оно так неожиданно началось — просто нас забыли предупредить, а потом неожиданно вспомнили. И корреспондент с оператором бросают все и бегут на место событий. Хорошо еще, если есть кому бежать — съемки постоянные, график плотный — бывает такое, что на телевидении ни одного корреспондента с оператором, потому что все на съемках. Плюс влияет специфика города — очень много материала о космонавтике, о людях космоса. Сначала это интересно, потом начинает надоедать — любая, даже самая интересная тема приедается, если она постоянно на повестке дня. И, конечно же, любимая проблема всех операторов и корреспондентов — график работы. Официально график 5 через 2, но по факту тебе звонят в субботу и говорят идти снимать какой-то детский утренник. И вместо полноценного выходного ты идешь снимать этот утренник, необходимости в котором не видишь ни ты, ни оператор. Потом ты, конечно, можешь отдохнуть в воскресение, но на тебе уже висит куча репортажей — поэтому ты сам идешь в единственный оставшийся выходной на студию писать текст. На деле ничего особо страшного в этом нет, но иногда хочется спокойно посидеть дома.

— Какие твои планы на будущее относительно работы?

— В перспективе — поработать пару-тройку лет здесь, потом, если получится, переберусь на телеканал повыше — либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге. Работа интересная, мне нравится — надеюсь, что со временем этот интерес не пропадет. Чтобы так не случилось, надо развиваться, подниматься на следующую ступень.

— Чему ты посвящаешь свободное время?

— Сейчас времени ни на что нет — минимальное общение с друзьями, родные и близкие люди. Иногда играю на гитаре для себя. Раньше вообще активно занимался музыкой, когда жил в Питере — надеюсь, со временем продолжу и здесь.

— Играл в какой-то группе, выступал где-то?

— Да чем только не занимался в плане музыки. Играл на ударных в группе, с парнями играли пост-рок, даже выступали в Москве в «Китайском летчике Джао-Да». Потом просто играли по клубам Питера с другой группой. Не было каких-то мыслей стать известными или типа того — просто нравилось играть хорошую музыку для своих. Ну, и народ стал нас слушать — кому-то нравилось. Опять же, хороший опыт выступлений на сцене всегда пригодится. Любое творчество ценно. Я даже битбоксом увлекался в свое время. И рэпом. Рэп писать модно, но стыдно.

— Как поддерживают тебя близкие?

— Для меня переезд в Краснознаменск был нелегким решением. Очень ценно то, что мои родители, да и вообще мои родные люди меня поддержали. Я очень колебался. Если бы не поддержка и уверенность во мне моих близких — не знаю, решился бы я.

— Что для тебя главное в жизни и работе?

— Чтобы работа не мешала жизни. Все должно идти само собой. Конечно, всякое бывает: и проблемы бывают разные, и трудности. Но если любишь свою работу и свою жизнь — все будет легко. Главное не сомневаться в своих способностях, быть уверенным в себе. И все приложится.

— Какую роль в твоей жизни играет Краснознаменск?

— Когда я жил в Питере, я всегда сюда приезжал отдыхать. Для меня это всегда было тихое место, где ничего на тебя не давит. К тому же, я учился здесь — здесь мои школьные друзья.

— Любимое место в городе?

— Гимназия № 1. Все детство в ней прошло, каждый раз прохожу мимо нее и что-нибудь вспоминается.

— На что нужно обратить свое внимание властям города?

— На организацию собственной работы. Не распыляться, а доводить проекты и замыслы до логического завершения. Важно не внешне показывать свою работу, а реально.

— Что бы тебе хотелось пожелать всем творческим людям электронного города — «Краснознаменск.ру»?

— Ставьте перед собой цели и достигайте их. Это самое главное в жизни.




© 2001–2017   Творческое объединение «Твой электронный город — Краснознаменск.ру»

Произведения, защищенные копирайтом можно использовать для цитирования сообщений в СМИ, научных исследований, обучения, комментариев и критики, но с обязательной ссылкой на источник и использованием не более нескольких абзацев авторского текста.