Максим Змиевский. Руководитель театра-студии «Академия ХМ

— Максим, привет! Сегодня мы хотим поговорить о тебе и вашем театре-студии. Но для начала расскажи о себе?

«…Я повесила над столом портрет Корчака. Почему?
Потому что кончается на „у“!
По-моему, исчерпывающий ответ. Есть вещи, которые лучше не объяснять — прослывешь идиотом. Или получится какая-нибудь пошлятина — вроде любви к детям или ко всему человечеству».
«Когда отдыхают ангелы». Марина Аромштам.

Я в городе с 1987 года — моего папу перевели служить в Голицыно-2 из Казахстана, с военной базы, что располагалась на побережье озера Балхаш. Что меня связывает с городом? Ну, начнём с того, что я вообще не терплю, когда меня кто-либо, или что-либо связывает — люблю, понимаешь ли, волю… И, как ни странно, именно этим обусловлены мои взаимоотношения с городом. Я всегда вырываюсь из него в разные пространства и, возвращаясь на время, стараюсь принести что-нибудь новое, свежее, необычное и не замшелое.

— Как пришли к созданию своего театра?

Театр-студия «Академия ХМ!» была создана в 2003 году мной и моими друзьями, состоявшими в молодежном активе города. Нам хотелось чего-то необычного и как раз открылся и начал свою работу Молодёжный Центр. На тот момент, студия носила название «Палитра», а сам я учился на факультете театра, кино и телевидения в МГУКИ (курс С. В. Клубкова) по специальности «Режиссёр любительского театра». В 2009 году, нас, руководителей, становится двое. В состав, уже переименованной студии, входит педагог по сценической речи, мастерству актера и пластике — Ирина Сергеевна Есина (Образование: «Артист драматического театра и кино» (МГУКИ, курс С. В. Клубкова) и «Социальный педагог, руководитель детского театрального коллектива» (МИОО). Ежегодно коллектив принимает участие в различных всероссийских и международных театральных фестивалях («Большая перемена», «Пролог-Весна», «Маленькая сказка», «ЛИК 2», «Карусель»), в 2010 году за спектакль «Очень страшная история, или Позор всей ш!..» получает гран-при фестиваля-семинара «Пролог-Весна-2010», а в 2013 — за спектакль «Вокруг Шекспира» гран-при фестиваля «Карусель».

Фото С. В. Клубкова

— Как родилось название театра?

Название, в общем-то, можно трактовать по-разному, что с удовольствием и делают ведущие фестивалей, в которых мы участвуем, коллеги, друзья и т. д. Вспоминается случай, произошедший не далее как позапрошлым летом на фестивале «ЛИК 2» в сельце Михайловское (это родовое имение А. С. Пушкина в Псковской губернии). Наш коллектив, поставив палатки и устроив быт («ЛИК 2» проходит под открытым небом, на лесной поляне), готовился на площадке к спектаклю. Идет репетиция. За её ходом в какой-то момент начинают праздно наблюдать ребята из какого-то, незнакомого нам и, судя по не распакованным рюкзакам и скрученным пенкам, только что прибывшего театра. Перерыв. Знакомство — выясняем, что приехал московский коллектив «Оранжевое небо» (кстати, мы в процессе фестиваля очень с ними подружились). Называем себя. И тут, один из наших новых знакомых, с присущим актёрам юмором и иронией изрекает (обращаясь к «своим», но на самом деле, во всеуслышание): «Академия ХМ!» — стало быть, Художественного Мастерства!" Пауза. Далее, громовой хохот всех присутствующих. «Именно так!» — поддакивает кто-то из «наших». А если серьезно (насколько это вообще возможно), то название наше уходит корнями в далекое прошлое, в средневековую Европу. Слышал что-нибудь о вагантах?

— Разумеется — это средневековые бродячие поэты, певцы, музыканты. «Во французской стороне на чужой планете. Предстоит учиться мне в университете…» — слова известной «песенки студента», если не ошибаюсь, принадлежат перу вагантов? Их еще в разных странах называли миннезингеры, гистрионы и т. д.

Вагант.

Фотография сцены из спектакля «Вокруг Шекспира».

Именно. Не будем вдаваться в подробности, скажу лишь, что любой желающий может, что называется, «найти тонкие нити взаимоотношений» творчества нашей студии с идеями этих свободолюбивых, бесшабашных бродяг, прочитав их произведения в замечательном переводе Льва Гинзбурга «Лирика вагантов» (http://libelli.narod.ru/music/orff/lyrics.html).

В свое время, на занятиях по «Истории про театр» у нашего замечательного, потрясающего педагога, Александры Борисовны Никитиной (не буду рассказывать, кто это — достаточно ввести ее имя в поисковике «Яндекс» и всё сразу станет ясно), меня порадовали, насмешили и заставили задуматься названия, которые придумывали эти славные товарищи для своих дружеских, творческих союзов (они называли их Корпорации дураков). Например, «Беззаботные ребята», «Безумная мамаша», «Академия оглушенных» и т. д. Я раскрыл тему?

— Вполне. Какую цель вы преследуете?

Главной своей задачей мы с Ириной считаем создание такой художественно-творческой среды, в которой у человека любого возраста будет возможность свободно мыслить, творить, самовыражаться, взаимодействовать с мировой театральной и художественной культурой, духовно и интеллектуально расти, полнокровно проживая свою собственную жизнь, не подменяя ее какими-либо «штампами» и «клише». Мы всегда рады и открыты новым знакомствам!

Дело в том, что, в современном мире, с нашей точки зрения, много фальши, притворства и неправды… В переломную эпоху сложных экономических и политических преобразований, когда размыты ценностные ориентиры, когда почти невозможно бывает отличить «зерна от плевел», нам всем поголовно не хватает любви… Большой, светлой, настоящей — Любви. Любви, не разделяющей людей на «черных» и «белых», на умных и глупых, на богатых и бедных. Любви прощающей, созидающей. Нам бы очень хотелось, чтобы хватало наших сил дарить ее детям и взрослым… На репетициях. На спектаклях. Хоть это порой бывает совсем, совсем непросто. Хотелось бы также, чтобы на спектакли приходили зрители и дарили свою любовь. Она всем просто необходима. Всем нам.

— В городе есть что-то похожее?

На этот вопрос можно ответить и «да», и «нет». Да — потому что в городе существуют театральные студии и помимо нашей. Нет — поскольку педагоги и руководители каждой студии работают по своей методике и у нас есть уверенность, что методики, которые используем мы, больше никем в городе не используются.

— Для кого открыты двери театра?

Двери театра открыты, разумеется, для зрителя и для всех желающих попробовать играть на сцене. Ждём мы людей любого возраста (у нас есть студии всех возрастов, начиная с 7 лет). Несмотря на то, что все студии у нас наполнены, всё равно всегда найдётся место для любого, желающего попробовать разобраться в самом себе, в окружающем мире — ведь театр может очень в этом помочь .

От тех, кто захочет прийти к нам заниматься, мы ждём, что они будут готовы часть своего времени посвящать репетициям, спектаклям, поездкам на фестивали, посещению вместе с нами спектаклей разных других театральных коллективов, одним словом, принимать участие в жизни студии. Это важно. Недостаточно просто сказать «хочу» и потом приходить на репетиции по настроению — так ничего не выйдет и будет пустая трата времени.

— Как побороть стеснение и прийти на первое занятие?

Отвечаю — никак. Всё, как в жизни — один человек очень долго стоит перед тем, как прыгнуть в холодную воду, в итоге уходит, придумав себе оправдание в виде боязни заболеть, например. Другой прыгает в воду. И, как подсказывает опыт, разговоры и увещевания бессмысленны. Хочешь — делай. Не хочешь — займись чем-нибудь другим.

— Как быстро раскрываются дети на занятиях?

Дети не двери… Да и взрослые тоже. Это очень тонкий, трепетный и хрупкий процесс. Что мы подразумеваем под словом «раскрываются»? Раскрываются навстречу миру? Раскрывают себя навстречу зрителю? Раскрывают перед всеми спрятанный потенциал артистизма? Раскрывают «бабочку поэтиного сердца»? Попробую ответить… Наверное, путь к внутренней и внешней свободе человека и радости творчества лежит прежде всего через сомнения. Сомнения в абсолютной и непогрешимой «истине в последней инстанции», которая приходит к нам в дома с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров и т. д. Сомнения в том, что ты идёшь своим, а не навязанным кем-то путём… Проживаешь подлинно свою, а не «чью-то и ради кого-то» жизнь… Я могу ошибаться, но по наблюдениям, именно в этот момент (момент сомнения) появляется желание сказать. Сказать что-то, что очень волнует. Сказать с желанием быть услышанным. А, если ты не боишься, говоришь правду и делаешь то, что считаешь для себя по-настоящему важным — можешь ли ты быть «закрытым»? Каждый сам себе отвечает на этот вопрос. Иные не «раскрываются» и до конца жизни. Или, вот, взять, к примеру, «Дядю Ваню» А. П. Чехова… Эх, да что там говорить! Тема для отдельной статьи.

— С чего начать тем кто хочет начать у вас заниматься или хотят привести своих детей?

Вот мой номер: +7 903 681-18-42. Можно позвонить и я всё подробно расскажу о жизни нашей студии, отвечу на любые вопросы. Если после этого человеку захочется быть с нами и попробовать играть — милости просим!

— Если не большая сцена и не профессия, связанная с театром, во взрослой жизни, то как помогут ваши занятия в будущем? Почему детям важно заниматься театром?

Это очень серьёзный и актуальный вопрос. Его обсуждают сегодня наши коллеги на конференциях, круглых столах, профессиональных семинарах в России и за рубежом. Его можно рассматривать в диссертации и есть такие примеры.

Попробуем совсем кратко пробежаться по сути, минуя банальщину, вроде того, что «раскрепощённость поможет в любой профессии», «умение держать себя перед публикой, в любом докладе и на любом совещании…», «умение красиво говорить…» и т. д. Это всё, наверное, да. Но, с нашей точки зрения, существуют совсем другие аспекты вопроса, на которые редко обращает внимание современное общество, а жаль.

Позволю себе маленькую цитату-выдержку из диплома, который я защищал в 2014 году по специальности «Педагог МХК» в Московском институте открытого образования:

Образование, в сознании общества, перестает существовать как процесс созидания образа личности, но начинает восприниматься, как процесс получения необходимых для жесткой конкурентной борьбы знаний, умений и навыков. Подобное отношение претит творческой природе ребенка. У ребят появляется чувство нереализованности, неудовлетворенности собой, апатия, и, как следствие — отсутствует мотивация на получение необходимых для полноценной жизни образовательных компетенций. К сожалению, все чаще в современном обществе можно наблюдать печальную последовательность — формальное (т. е. без попытки вникнуть в суть вопроса) выполнение школьных заданий, затем формальный же выбор будущей профессии и, как итог — нелюбимая работа, и жизнь, лишенная радости открытий, творчества и чувства удовлетворенности собой. Формальная жизнь.

Социальные процессы, происходящие в обществе на каждом этапе исторического развития, не могут происходить без участия людей, умеющих образно мыслить и творчески относиться к делу. Проблема необходимости и востребованности человека, умеющего быстро ориентироваться и принимать нестандартные решения в меняющейся действительности, особенно остро стоит в наше время.

Оглядываясь на все многообразие психолого-педагогических, социальных и культурных проблем, накопившихся в обществе к XXI веку, можно утверждать, что сейчас как никогда важна проблема процесса развития саморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции школьников. Детям необходимо получать опыт духовного и интеллектуального взаимодействия друг с другом, с педагогами, родителями, развивать специальные и творческие способности.

Соответственно, встают вопросы организации особой среды для взаимодействия детей, в том числе те, которые ранее ложились на плечи детских коллективных организаций (например, пионерской). Наряду с этим, необходима возможность организовать преемственность между поколениями, что позволяет повысить самооценку, научиться адекватному общению с миром, овладеть умением поиска путей выхода из кризисов и конфликтов, что особенно важно в современном мире школьников, где компьютер в большом количестве случаев вместо помощника становится барьером к духовному и интеллектуальному общению.

С другой стороны, крайне малое количество времени, которое школьники проводят в непосредственном разговоре с родителями, подменяемое просмотром видеофильмов и телепередач, приводит к тому, что у ребенка отсутствуют образцы грамотной речи.

Решение вышеуказанных вопросов требует использования новых, или заново переосмысленных старых педагогических методик.

Необходимо отметить, что этим проблемам посвящены специальные исследования сотрудников Института художественного образования, Института развития систем образования, Московского государственного университета культуры, Московского института открытого образования: А. П. Ершовой, В. М. Букатова, Л. М. Некрасовой, А. В. Гребёнкина, С. В. Клубкова, А. Б. Никитиной и др.

— Расскажешь о тех, кто помогает тебе?

Этот вопрос я бы переформулировал: «Расскажешь о тех, с кем вместе вы работаете и творите?»

Ответ был бы таков. Со всеми участниками студии. И о них (точнее — о нас) можно посмотреть фото и видео в группе социальной сети «Вконтакте» https://vk.com/club57966822

Единственно, отдельно хотелось бы отметить работу с музыкальной группой «До двух — До трёх», с которой мы дружны и делаем много совместных проектов (ребята периодически играют в спектаклях на музыкальных инструментах («живой звук») и иногда участвуют даже в качестве актёров. Очень здорово, кстати, дай им Бог здоровьица! Также хотелось бы упомянуть звукорежиссёра Молодёжного центра, Алексея Медведева, который профессионально и в короткие сроки решает весьма сложные творческие задачи, чем очень нас выручает. Нельзя не сказать и о художниках-дизайнерах, Ксении Удовиченко и Елене Голубь — они совершенно бескорыстно консультируют нас в вопросах костюмов, декораций и реквизита, зачастую, не жалея времени и сил, активно включаясь в процесс изготовления всего необходимого для спектакля.

— Какие есть в городе альтернативы для детей? Чтобы ты посоветовал?

Альтернативы в городе есть самые разные, я бы не взялся консультировать — всё есть на сайте города, можно посмотреть. Каждому своё. Я бы посоветовал заниматься своим образованием и стараться «не плавать на поверхности». Не бояться сложных задач, мечтать, читать и творить.

— Расскажи о своём хобби?

Я учусь играть на гитаре и писать песенки. Мечтаю написать что-нибудь интересное кому-нибудь, кроме меня.

— Как поддерживают тебя близкие и семья?

Мы работаем все вместе — это лучшая поддержка.

— Неудачи на пути к успеху. Приходилось ли с этим сталкиваться? Как справиться?

Не думаю, что добился успеха в общепринятом понимании этого слова. Даже совсем наоборот. Неудачи учат лучше, чем удачи. Приведу пару цитат уважаемых и любимых мною людей, для ясности позиции: «Я очень боюсь театра, в котором занимаются постановкой так: вот такого-то будет премьера, а вот такого-то числа начнутся новые репетиции и т. д. — то о чем гордятся многие театры, особенно на Западе, а теперь и у нас — как с конвейера сходит то, что положено. Я не верю в театральный конвейер, мне кажется, все гораздо сложнее, путанее. И это нормально, потому что это — живая жизнь». Лев Додин.

И ещё замечательные «максимы» Петра Фоменко, светлая память: Максимы Петра Фоменко

  1. Я боюсь успеха, который дезориентирует. Нужен провал. Провал — это необходимая вещь. Без него невозможно.
  2. Премьера — недоразумение, главное — репетировать.
  3. Обо мне говорят, что я нафталин. Это не оскорбление, когда вокруг столько моли.
  4. Не стоит стараться идти в ногу со временем, соревноваться, бояться оказаться не в центре внимания. Надо уметь умыкаться. Просто заниматься своим делом.
  5. Гений проявляется в самоограничении.
  6. Романс поется в даль.
  7. Если часто повторять «люблю», то между «люблю» и «блюю» не будет разницы.
  8. Любую роль надо проплакать.
  9. Если хочешь убыстрить — удлини.
  10. Вскрытие покажет, кто чей учитель, а кто — чей ученик.

Источник: http://www.novayagazeta.ru

— Поделитесь советами, как добиваться поставленных целей и не сворачивать с пути?

Не поделюсь — не знаю.

У каждого свой путь. Иногда, бывает так — свернув, как раз и достигаешь целей… Правда не тех, которые поставил. И это прекрасно. «Жизнь — это то, что происходит с нами в тот момент, когда у нас совсем другие планы». Джон Леннон.

— Что для тебя главное в жизни и работе?

Любовь. К тому, что делаешь и к тем, с кем делаешь. Наши мастера (те кто нас учили и учат) говорят, что не надо работать с людьми, которых тебе не хочется обнять. И говорят, что «творчество должно быть в радость». Я им верю.

— В кругу твоих друзей есть интересные люди, которые заслуживают внимания?

Расскажи о них. Или представь кого-то одного о ком мы бы могли написать следующую статью?

В кругу моих друзей, товарищей и приятелей нет неинтересных людей. которые не заслуживают внимания. Если говорить о ком-то одном, то я бы выбрал, пожалуй, Александру Борисовну Никитину. Но она не житель города, поэтому о ней вы, наверное, следующую статью писать не будете… Можно написать об Ирине Есиной. Всё-таки мы вместе работаем, живём… И она, конечно, очень-таки интересный и талантливый человек и специалист.

— Что нужно сделать, чтобы жители города становились ближе друг к другу, дружнее?

Не знаю. Но точно не пить алкоголь вместе — это разъединяет и «повязывает» одной бедой.

— На что нужно обратить свое внимание властям города?

Не знаю. Я бы ответил — не на что, а на кого. На людей, наверное… Это работа властей, но им, видать, не до того…

— Что бы хотелось пожелать всем творческим людям электронного города — «Краснознаменск.ру»?

Крепкого здоровья и ясного неба над головой!




© 2001–2017   Творческое объединение «Твой электронный город — Краснознаменск.ру»

Произведения, защищенные копирайтом можно использовать для цитирования сообщений в СМИ, научных исследований, обучения, комментариев и критики, но с обязательной ссылкой на источник и использованием не более нескольких абзацев авторского текста.