Александра Зубова. Педагог в пятом поколении

— Александра, как вы пришли в профессию?

— Мне кажется, я уже родилась с врожденным пониманием: «Безапелляционно быть мне педагогом!». Действительно, считаю, что педагогом не становятся — им рождаются! Навыки и мастерство приходят с годами и опытом, а вот любовь к детям — это врожденное, а не приобретенное!

Я педагог в 5 поколении. Дед моей бабушки принимал участие в обучении дворянских детей.

Мое последнее место учебы плавно перетекло в первое место работы. В РГСУ преподавала на нескольких факультетах: лингвистика и туризм. :-) Турики — были мои любимцы. Они были некой квинтэссенцией языков и реального применения этих языков на практике в сфере гостиничного бизнеса и туризма, то есть общения и путешествия.

В Европе есть такое понятие, как Gap year, когда выпускники школ могут взять отпуск на год (перед поступлением в университет) и либо путешествовать, либо работать. Так вот, я себе устроила Gap summer, только уже после получения диплома о высшем образовании. Диплом писался интересно, но сложно. ГОСы тоже требовали аккумуляции всех внутренних ресурсов. Одним словом — я устала и поизмоталась, хотелось отдыха. Поэтому летом я даже и не думала о работе. Все мысли были только об отдыхе!

На самом деле, пока я отдыхала было принято совместное решение моих родителей, что нужно поступать в аспирантуру. Очень хотела на педагогику, а мне сказали, что это несерьезно — надо на лингвистику. Для мобильных — Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть! Но, главным условием поступления на бюджетную основу была справка с работы, о том что ты преподаешь в московской системе образования. Я позвонила своему бывшему декану с просьбой о трудоустройстве, меня пригласили на собеседование, приняли и дали факультеты ин. яз. и туриков (туризма и гостеприимства). Работалось мне всласть! Хорошие, трудоспособные студенты. Разница в возрасте с дневниками была у меня практически незаметна: мои ровесники, на год старше, на год младше. Вечерники были лет на 8−10 постарше, и заочники, порядком постарше меня. Вот, когда приходило время сдавать им экзамены и зачеты краснела и потела я. :-)

С дневниками меня роднил возраст, любовь к языку и жажда приключений. Мы с ними и в походы ходили, пейнтбол, на разные увеселительные мероприятия! Я даже их с парашютом подбила прыгать.

Но хочу отдать должное! Всегда и везде они держали субординацию. Всегда обращались по имени и отчеству, всегда на вы! Посещали мы с ними профессиональные выставки, главы курсовых работ обсуждали в кафешках, вместе оформляли тематические стенды! Но больше всего мне нравилось, что они были ответственные. И понимали, что мой предмет важен. Тех у кого по каким-то причинам не получалось вовремя сдавать промежуточные зачеты бегали за мной, а не я за ними. Ситуация поменялась с точностью наоборот, когда я перешла работать в школу.

— Как давно живете в городе? Самое любимое место? Что нравится?

— Живу в городе с 1996 года. Страшно подумать, а ведь почти 20 лет. :-) Любимое место — улица Молодежная. Безумно красивое и притягательное место в любое время! Всегда восторгали цветы, высаженные вдоль нее. Особенно осенью, при хорошей погоде, глаз не оторвать — яркие цветы придают особый колорит, увядающей природе: на сочно-голубом небе горят рябины во всей красе. Очень круто. Конечно, безумно впечатляет строящийся храм. Он настолько гармонично вписывается, как будто это место специально было заложено проектом много лет назад! Озеро с утками — как в сказке! Всего и столько собрано в одном месте — просто здорово.

Наш город отличается от других нигде не встречала такого большого количества детей! Мне кажется, эта одна из первых и ярких отличительных черт! Наш город похож на большой детсад! Куда ни глянь, мамочки с колясками, малыши с лопатками и ведерками, ребята на самокатах и велосипедах! Слава богу, есть, продумываются и создаются условия! Спасибо администрации города! Вот, построили бы еще 5-ю школу! Было бы здорово!

— Почему поработав в ВУЗе, вернулись в школу учителем?

— Я провела 5 очень интересных и мегадинамичных лет со студентами, но к сожалению зарплату резко урезали, а в школе на тот момент она была крайне высока (особенно для преподавателей иностранных языков). Разница была ровно в 6 раз! Это действительно был ощутимый разрыв.

Проработав в школе 5 лет с первого по одиннадцатый класс, понимаешь колоссальную разницу в стиле преподавания и, конечно, в методиках и в самой подаче материала. Но ВУЗ и школа — это отдельные епархии вообще! Колоссальная разница в стиле преподавания!

Первое время, мне казалось, что в школе я ходила по стеночке, что надо было беруши на перемены приносить, что все было чрезмерно. Но это быстро прошло, и я вошла во вкус. Сейчас работаю в началке, где куда суетнее, чем в средней и старшей школе, но хочу отметить, что столько позитива, искренних слов, восторженных глаз вы не встретите нигде! Поверье мне на слово, начальная школа — это самое правдивое зеркало, которое не терпит фальши и лицемерия! Дети — это твое отражение! Если ты действительно выкладываешься и отдаешься по полной, искренне любя, понимая и уважая, то обратно в ответ получаешь заряд потрясающей бодрости, море позитива и самое важное — любовь детей!

Детство — это действительно самое счастливое время! Я хочу выразить огромную благодарность своей семье за то, что они превратили мое детство в абсолютную сказку, наполненную гармонией, теплом и беззаветным счастьем! Я вообще уверена, что дети взращенные в любви, не заласканные, а именно воспитывающиеся в обстановки понимания, участия, уважения, понимания, теплоты душевной — это счастливые дети сегодня, и уверенные и успешные — в будущем.

Не все дети раскрывают свой талант в школе, а зачастую не всем талант и дан, но трудолюбие, старательность и пытливость ума должны закладывать не только учителя в школе, но и семья! Мне представляется, что успешный и счастливый ребенок — это тандем работы школы и семьи! Причем семья наиболее важна и весома.

— Насколько важно в работе учителя стремление к постоянному самосовершенствованию?

— Работа в школе требует от учителя постоянного повышения квалификации, изучения новых направлений работы на курсах, участия в конкурсах. Мои достижения за 2015 год: курсы «Специфика обучения английскому языку в начальной школе», «Современные формы и методы обучения английскому языку детей младшего школьного возраста», «Психолого-педагогические приемы и технологии эффективного взаимодействия с родителями учащихся», «Стратегии речевого поведения в англоязычной среде». II место в городском конкурсе «Мой лучший урок» в номинации «Лучший педагог начальной школы» 2015. II место в муниципальном этапе областного конкурса «Педагог года Подмосковья — 2015» в номинации «Учитель года». Являюсь Членом Национального общества прикладной лингвистики (НОПриЛ).

— Если можно, расскажите, пожалуйста, подробнее об участии в конкурсах?

— Конкурс «Мой лучший урок». Изначально дату назначили на 31 октября. Выбор темы для меня даже и не стоял. Все было и так очевидно: «Хеллоуин». Готовились долго. Я не оговорилась, мы готовились долго. Мои ученики, друзья, родственники помогали делать декорации и материалов к уроку. Чего только стоило еще само украшение самого кабинета!

Сам по себе Хеллоуин праздник местнический и устрашающий, а урок я проводила для 3-го класса. Задача была подать материал таким образом, чтобы детям было интересно, весело, а главное, они смогли бы вынести определенный багаж знаний! И конечно, привить любовь к предмету и зародить интерес к полученным знаниям. Я очень люблю, когда урок приправлен культурологическими нотками.

Мне кажется, что к получению знаний о культуре другой страны надо подходить постепенно, главное, систематически и маленькими порциями на начальном уровне. Как привыкание к специям. Сначала дозированно, понемногу, часто, а потом можно все больше и больше! Интенсивнее и интенсивнее. Культурологические знания совершенно по-другому заставляют смотреть тебя на сам язык, на его носителей и на мировосприятие в целом. И это, безусловно, очень важно.

Мультипаспорт

Есть всем известная поговорка «Встречают по одежке…», и она действительно работает. Свой открытый урок я хотела сделать ярким, интересным и запоминающимся. Продумывалось все очень тщательно и детально. Разнообразные виды деятельности, где каждый ребенок с разным уровнем знаний мог бы себя проявить. Обязательно интересный материал, который соответствовал бы их возрасту и, конечно же, яркие и нестандартные наглядные пособия! С последними пришлось повоевать очень долго! Все делалось вручную и я посчитала, ради интереса, сколько часов было затрачено на подготовку! Колоссальное количество времени! Примерно 144 часа. Это около 6 суток. Если сидеть красить, вырезать и лепить без остановки!

Еще мне очень нравится то ощущение, которое ты испытываешь, после проведения подобных мероприятий. Это, несомненно, сладкая усталость, безумное воодушевление, полнейший позитив и душевный подъем. И понимание того, что сделано хорошо, но впереди ждет работа намного труднее, так что лучшее, конечно, впереди! И на горизонте маячат очередные интересные задумки и нестандартные идеи!

— Как, по-вашему, можно ли устать от профессии, потерять интерес к ней?

Иногда говорят о профессиональном выгорании. Я тоже задумывалась на эту тему, а что это такое? Может, 11 лет стажа — это еще не тот возраст, когда можно задумывать об этом, а, может, и потому, что постоянная трансформация, работа над собой, желание постоянно продвигаться вперед исключают такие мысли в принципе?

Любить свою профессию означает постоянное самосовершенствование, рост. Работа над собой включает много факторов: это посещение различных семинаров, продумывание интересных уроков, чтобы они не были рутинными, участие в различных профессиональных мероприятиях и конкурсах различных уровней. Остановимся поподробнее на последнем. Конкурс «Педагог года», наверное, он является одним из более масштабных и привлекательных. Я человек творческий и мне действительно доставляет удовольствие участвовать в различных профессиональных конкурсах и мероприятиях. В английском языке есть такое слово, как Challenge, что в переводе означает вызов, сложность, требующая преодоления. Конкурс «Педагог года» — это действительно Challenge. Такие конкурсы предполагают участие не одного педагога, а целой сплоченной команды. Это должна быть работа целого сложенного механизма, как работа часов. Ход невозможен только потому, что есть стрелки или циферблат! Важна каждая деталь! Точность и качество завистью от синхронности исполнения и работы мастера.

К сожалению, заняла только второе место на муниципальном уровне и уже дальше не смогла пойти. Но, однозначно, приобрела определенный опыт, который стал одним из кирпичиков в моей педагогической карьере. Мне действительно повезло, что собирая профессиональное портфолио и снимая ролик, мои ученики, принимали непосредственное участие. Своей непосредственностью, открытостью, искренней работоспособностью они придали моей работе ту самую изюминку, которая и стала главным украшением всей работы.

Конечно, личность педагога, умение преподавать, багаж его знаний, желание, креативность первостепенны! Но есть и другие факторы успеха — заблаговременность, когда есть определенный временной запас, чтобы ознакомиться с перечнем документов и требованиями к ним, продумать ход и структуру подготовки к конкурсу. Обязательно заинтересованное руководство, осведомленный наставник, который сам уже проходил этот путь, и мог бы рассказать о подводных камнях, задать верное направление и поделиться своим опытом. Коллеги, которые не остаются равнодушными и всегда готовы поддержать и выручить. И общее понимание единой команды и важность миссии данного мероприятия. Благодарю Гаранину Надежду Владимировну и Вовк Светлану Михайловну за их подвижничество и участие в моей подготовке к данному конкурсу.

Еще в этом году был масштабный и интересный проект (региональный форум «Твоя профессиональная карьера»), в котором приняли участие, конечно же, дети и мои две очаровательные коллеги — Смолянцева Ирина и Ставцева Тамара. Вся наша группа на выходе получила 51 грамоту — 4 грамоты на участника + грамоты педагогам! Представили проект ребята достойно! Молодцы!

Это не первый мой проект, и предыдущие имели успехи, но вот сам процесс… и дети зачастую были так вымотаны процессом подготовки, что даже хорошие места их не так и радовали. А тут все прошло как на одном дыхании, а, главное, у наших учеников возникло непреодолимое желание продолжать участие и покорять новые языковые, творческие и познавательные горизонты!

На самом деле, задумка была в том, что этот проект будет долгосрочным. На пять лет. Мы бы хотели рассмотреть все 4 столицы Соединенного королевства, а 5-й — год подведения итогов! Ну, конечно, и роста языкового. Я считаю, это необычно, нестандартно и очень здорово.

— Легко ли работать в школе, в которой учились?

— Я выпускница гимназии № 2. 16 лет назад я никогда бы и не подумала, что вернусь в нее уже в качестве учителя. :-)

Так интересно бывает, ведешь урок, и вспоминаешь себя в этом кабинете ученицей, испытываешь интересные ощущения, а, главное, не чувствуешь, что прошло почти 20 лет. О школьных годах остались теплые воспоминания и вот накануне юбилея школы (уже 35 лет!) мне хочется пожелать, чтобы гимназия была качественной кузницей знаний, крепким оплотом для всех ее ребят. Главное, чтобы много лет спустя они вспоминали школу как что-то теплое и родное. Ведь это именно то место, где они получали знания, где в них верили, любили, понимали, воспитывали.

Работать комфортно. Во-первых, за такой большой промежуток времени состав преподавателей сильно изменился, а те, кто у меня преподавал ко мне хорошо относились и тогда, и сегодня. А еще я постоянно поднимаюсь вверх. :-)

— Ваше компетентное мнение. Для чего и кому может пригодиться знание иностранного языка? В каком виде для какого возраста должны проводиться занятия?

— На самом деле это очень хорошая штука — знать иностранный язык! А лучше 2 или 5! Знание иностранных языков предотвращает деменцию и слабоумие в старости и дает огромные возможности обладателям этих знаний. Как правило, ученики, которые преуспевают в языках — хорошо учатся и по другим предметам, для них открываюся новые возможности на протяжении всей жизни. Человек, знающий иностранные языки, на мир смотрит совершенно другими глазами и у него более красочная языковая картина вокруг.

Английский полезно знать вдвойне! Так сложилось, что этот язык понимают в большинстве стран, с ним легко путешествовать, заводить новые знакомства, заключать сделки, получать более высокую зарплату, а, главное, быть космополитом! Я считаю, что лучший способ изучать язык, это жить в той стране или воспитываться в семье, где на нем говорят! Но, далеко не все могут себе позволить такой способ. Из доступных — лучше чем индивидуальные занятия я себе не представляю! Конечно, когда уже язык достиг того уровня, когда можно хорошо выражать свои мысли, то можно собираться в группы для тематических обсуждений. Так можно и себя показать, и на других посмотреть, оценить себя со стороны, понять, где ты преуспеваешь на фоне других, а где тебя надо подтянуть. Здоровая самокритика никому еще не мешала.

Занятие в возрасте 3−4 лет по 35−40 мин 2 раза в неделю, как обычно это бывает — баловство. Ну, если у родителей есть лишние средства, то пусть детки ходят на занятия похлопать в ладоши, порисовать, песенки попеть, наверное, это не плохо, но и языку такой подход не научит. Наверное, если брать в общей массе язык лучше начинать учить с лет 5−6. Но, подчеркну — все это очень индивидуально! Есть много методик, мнений и способов. На каждый возраст свои! Но эта такая обширная тема, что ей отдельно нужно посвящать статью.

Если говорить о взрослых. Зачастую их можно разделить на 2 категории: те, кому очень нужен язык и те, которые думают, что он им нужен. Первые, мотивированные и дисциплинированные, всегда достигают своей цели, так как им нужно, например, получить гражданство в англоговорящих странах, или вести там свой бизнес, или занять хорошую должность, где одним из первых условий стоит знание языка. Вторая категория — это те, которые имеют амбиции, но очень быстро уходят за недостачей времени, усидчивости или каких-то других причин. Как правило, их запала больше чем на 3 месяца не хватает. И они перестают заниматься, лелея надежду, что когда-нибудь они продолжать изучение языка. На этом все и заканчивается. Поэтому нужно все хорошенько взвесит и оценить. Любое знание — это труд. И если вы серьезно настроены — идите до конца!

— Вы очень увлеченный человек. Ваше хобби связано с Англией?

— Увлечения, может, и стандартные, но очень качественные: люблю путешествовать, собирать и коллекционировать эмоции, впечатления, новые образы и знания. Люблю читать! Не просто проглатывать книги, а смаковать их под вкусный кофе. Обожаю встречаться и проводить время с близкими, любимыми и родными. Так как работы много, времени мало. Но, когда оно появляется — встречи приобретают совершенно другой окрас, глубину и чистоту! Люблю выставки, музеи, инсталляции, театры. но не просто пойти так, а насытиться общей информацией еще до самого выхода и обязательно взять гида. Люблю кататься верхом, на велосипеде и на коньках хотя делаю это совершенно отвратительно, но с великим наслаждением!

На самом деле, мне намного привычнее употреблять слово «хобби», чем «увлечение». Кстати, говоря об этимологии происхождения, само слово «хобби» восходит к Средним векам. Как гласит одна из версий, на тот момент самой популярной лошадиной кличкой, которой нарекали своих любимцев — была Hobin. Животное, с которым проводили много времени. А потом приятное времяпрепровождение, которому человек всецело отдавался, получило название хобби.

Мое хобби — это коллекционирование различных предметов, содержащих в себе символику или сами символы стран, где английский язык является государственным. Начиная от кружек, заканчивая предметами одежды. Иной раз мне кажется, что мое хобби переходит в навязчивую идею. Каждый раз мой глаз, незамедлительно выделяет в толпе предметы на которых изображен Union Jack (флаг Великобритании, государственный символ Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии). Он мне определенно нравиться внешне, его цветовая гамма, расположение крестов, окантовок, линий. Мне кажется, что Union Jack давно является не просто флагом, а неким трендом.

Все мои родственники, друзья и знакомые, ученики знают о моем «обожании», поэтому моя коллекция постоянно растет и пополняется. Причем предметы и вещи привозятся и приобретаются в разных местах и странах. Проходя по Виа — Монтенаполеоне, на витрине я увидела балетки, с моим любимым принтом — конечно, никакая другая обувь меня уже не интересовала, и я их себе приобрела. В Австрии в магазине Fossil мне очень приглянулся очаровательный аксессуар, для браслета в виде double-decker (красный двухэтажный автобус). Я купила себе парочку и сделала серьги. Пребывая в Италии, я стала обладательницей безумно удобной пляжной сумки и необычного чайника. Из Англии мне привезли кольца, подвески, серьги. Дети дарят рисунки в тематическом исполнении. Даже на сидушке моего велосипеда «реет» британский флаг. Не отказываю себе в удовольствии необычный маникюр сделать. Одним словом — я без ума от Англии, английского и все что с ним связано!

— Есть еще тема, о которой вы обязательно должны рассказать?

— Да, это донорство. К сожалению, не все дети в полной мере могут испытывать простое детское счастье. Несмотря на огромную теплоту и любовь со стороны родителей. Случилось так, что волей судьбы я стала донором. И дело не в том, что я хочу заявить, что я молодец, умница-разумница. Нет. Есть вещи, которые можно купить, сделать, достать. А вот кровь нет! Ее можно только сдать. Есть Российская Детская Клиническая Больница на Юго-Западной. Красивое здание с красочными фасадами, но полное надеждой и грустных детских глаз, и до боли пронизанное материнскими надеждами. Деткам, которые там находятся длительными месяцами нужна помощь всех, кто может приехать и сдать кровь на компоненты. Особенно остро стоит вопрос в летний период, когда многие в отъездах и отпусках, и крови катастрофически не хватает.

Задайте себе вопрос, когда вы в последний раз вы делали доброе дело? Может, это именно тот случай, когда стоит внести свой маленький вклад в спасение детской жизни?

Сдать кровь в Москве. Фонд «Подари жизнь»

Сайт фонда http://www.podari-zhizn.ru

— Новые впечатления часто связаны с путешествиями. Туристический тур или самостоятельный выбор маршрута, что лучше для вас?

— Я обожаю ездить по разным городам, путешествовать! Абсолютно убеждена, что путешествия затягивают! Попробовав один раз отправиться в поездку, тебе хочется посещать все новые и новые места, открывать для себя новое в известном и известное в новом! Путешествие — всегда адреналин, море эмоций и впечатлений, по большому счету положительных, хотя бывают и отрицательные. Как у меня произошло с Парижем.

«Увидеть Париж и умереть!» — так гласит известная всем поговорка. Я тоже умерла, правда, не от восторга, а разочарования. Маленький, как большинство европейских городов (еще зародившихся в средневековья и отсутствием расширения границ), совершенно неуютный и очень грязный. С отсутствием должной иллюминации и подсветки. Кроме вида с третьего этажа Эйфелевой башни меня ничего так и не впечатлило. В психологии есть даже такой термин «Парижский синдром», который был впервые описан в 2004 году. Когда прекрасный и романтический образ Парижа не соответствует действительности, тем самым вызывает психические расстройства.

У все на слуху выражение «В Греции есть все!». И я бы отнесла его в первую очередь к тем ощущениям и эмоциям, которые можно получить именно там! Любая поездка — это хорошо обдуманное решение. Всегда находятся причины по которым мы едем в какую-либо страну. В Грецию хотела давно, но куда именно не знала. С собой решила обязательно взять Ивана своего крестника и племянника. Не знаю почему, но на тот момент он очень боялся Минотавра. И это стало решающим моментом! Полететь именно туда и показать, что его не существует. Что лабиринта Минотавра не существует, но у него есть реальный прототип — Кносский дворец. Кстати говоря, после нашей поездки он перестал бояться. Вот, значит, как нужно было бороться с Минотаврофобией. :-)

Я не была на материковой части, но островная Греция меня очень впечатлила! Безумно красивое Средиземное море, открывающееся во всей палитре голубых оттенков, многообразие растительности (там, конечно, где есть источники воды. Кстати, именно там я в живую увидела, как растут гранаты на дереве, как у нас яблоки. Мое любимое беспощадно палящее солнце. И сами жители. На европейцев они совсем не смахивают — настоящие горцы, такие же характерные и гостеприимные! И, конечно же, история, переплетения легендами и мифами! Отдельно хочу выделить оливковое масло! Безумно вкусное и, конечно, не менее полезное! Есть куда поехать, что посмотреть и узнать! Для себя я решила: если объезжу весь мир — обязательно вернусь в Грецию!

Ездить через агентство или самому… В первую очередь стоить подчеркнуть значимость владения языком! Знаешь английский — проблем не возникает! Это факт! Начиная от брони до самого общения, передвижения. Пользуясь моментом, хочу сказать, везде и всюду изучать, читать, учить и улучшать — английский лучше надо знать! Он пригодиться вам везде: на воздухе и на воде, в передвижениях, и на земле! Общение разнообразит и мир цветами он окрасит.)

Если есть виза, то все очень легко и интересно. Можно самому продумать маршрут, пожить не в одном отели и, конечно же, сэкономить свой бюджет, не переплачивать посредникам.

В любом случае! Путешествуйте всегда! Путешествуйте везде! И, вообще, путешествуйте! Это расширяет мировоззрение, заставляет смотреть на мир совершенно иными глазами и приобретать новые знания ненавязчиво, интересно и увлекательно!




© 2001–2017   Творческое объединение «Твой электронный город — Краснознаменск.ру»

Произведения, защищенные копирайтом можно использовать для цитирования сообщений в СМИ, научных исследований, обучения, комментариев и критики, но с обязательной ссылкой на источник и использованием не более нескольких абзацев авторского текста.