Надежда Колташ. Путевка в сад только начало

— Надежда Валерьевна, в сфере дошкольного образования вы работаете более 14 лет. 2,5 из них в Краснознаменске. Как долго живете в городе? Ваше любимое место отдыха?

— В городе живу с 1989 года. Любимое даже не место, а маршрут — велосипедные дорожки. Замечательно, что в нашем городе оборудованы места для активного отдыха.

— Ваше образование?

— Московский Педагогический Государственный Университет (МГПИ им. Ленина), факультет дошкольной педагогики и психологии, 2002 год.

— Обязательно ли ребенку ходить в сад? Ведь у кого-то есть возможность «сидеть дома»?

— Одна из основных задач дошкольного возраста — успешная социализация ребенка. Ребенок должен научиться взаимодействию со сверстниками, научиться понимать различные ситуации, чему активно способствует игровая деятельность (не путать с манипуляциями с игрушками). Можно не ходить в сад и посещать развивающие кружки, секции, главное, чтобы ребенок общался со сверстниками.

— Особенности садов Краснознаменска?

— Характерная отличительная черта воспитанников Краснознаменска — однородный «социальный» (благополучный) портрет воспитанников и их родителей: высокий интеллектуальный уровень родителей, материальный достаток, заинтересованность родителей в воспитании детей и понимание своей роли в становлении ребенка как личности). Вторая особенность касается педагогов: практически все педагоги имеют профильное образование и большой опыт работы по специальности. Довелось работать в саду, где педобразование и опыт работы был только у заведующей и меня. Воспитатели все работали «за путёвку» ребенку в детский сад. И такое по Мытищам не редкость.

У нас в городе широкий спектр различных кружков и секций практически на любой вкус родителей. В детских садах нашего города дети категории «социальные сироты» скорее исключение. Отдельная особенность нашего города — шаговая доступность всех образовательных учреждений дополнительного образования: Дом творчества, Дом офицеров, Музыкальная школа.

— Дети какого года рождения уже скоро получат путевки в сад?

— В 2013 году в первый раз не распределяли путевки для детей 2 лет, этому есть логичное объяснение: на тот момент в дошкольные учреждения не попало большое количество детей 2009 года рождения (на тот момент им было по 4 года).

В 14−15 учебном году путевки получили дети 2011 года рождения и начало очереди 2012 г. р. (набрали по 6 младших групп и выпустят их через 4 года, очередь активно продвинется, соответственно, через 4 года).

К началу 2015−2016 года ситуация значительно изменилась в связи с открытием 2 новых детских садов (№ 8 на 8 групп и № 9 на 4 группы) и реконструкцией детского сада № 1 (теперь в нем 10 групп). Постепенно ситуация с детскими садами выровняется — при условии, что население городка не будет активно увеличиваться. :-)

— Некоторые мамы думают, что как только они получили путевку в сад, то ребенок сразу пойдет туда на весь день. Есть ли какие-то официальные сроки по адаптации детей?

— Для некоторых родителей будет откровение, но сначала необходимо оформить медицинскую карту. Сроки адаптации для каждого ребенка индивидуальны и зависят от ряда факторов: умеет ли ребенок есть ложкой или питается из бутылочки, приучен к горшку или нет, насколько широк до этого был круг общения ребенка или до сада он общался только с мамой, умеет ли одеваться и так далее… В среднем 2−3 недели.

В процессе адаптации очень важна регулярность и постепенность: не пропускать детский сад по причине утреннего дождика или резко поменявшейся погоды. В семье, где на первого ребенка получили путевку, родителям тоже придется осваивать новую «ипостась», грань «профессии» родителя — родителя ребенка дошкольника. Для взрослых можно провести аналогию: сравнить первый рабочий день в незнакомом коллективе… Представили?

Взрослые уже знакомы с нормами поведения в коллективе, обществе, а для ребенка всё неизученное и непонятное… Также важна эмоциональная атмосфера в семье: положительный настрой и доброжелательное отношение взрослых к педагогам и детскому саду в целом — ребенок может не понять смысла высказываний родителей, но эмоциональную подоплеку дети улавливают достаточно хорошо.

— Почему важен контакт с воспитателем и ребенка, и родителей?

— Воспитатель для ребенка на время его пребывания в детском саду становится «близким» взрослым, становясь источником информации, с помощью которого ребенок усваивает нормы отношений между детьми, со взрослыми, способы действия с предметами, к воспитателю в течение дня ребенок обращается за помощью, жалуется, ищет утешения и делится своими впечатлениями. Ведь большую часть активного бодрствования ребенок проводит в детском саду.

— К чему надо быть готовым родителям, даже если маленький непоседа очень общительный?

— Быть готовым отвечать на сто миллионов «почему? зачем? откуда?» ребенка, но при этом понимать, что из этого доступно восприятию ребенка и действительно ли ему нужны ваши ответы или он просто ждет вашего одобрения, внимания и подтверждения необходимой любви к нему.

Родителям надо быть готовым к тому, что поведение ребенка может поменяться, родители могут буквально не узнавать своего ребенка, поведение ребенка может поменяться на диаметрально противоположное. Особенно это касается детей 3-х летнего возраста, так как влияние (проявления) адаптационного периода накладываются на «кризис трех лет».

Для ребенка привыкание к новой обстановке детского сада — к группе, незнакомым детям, воспитателям — является стрессовой ситуацией. У ребенка, даже общительного на детской площадке, опыта общения в коллективе нет.

Как правило, дети на площадке играют со своими игрушками и общаются с 1−2 сверстниками, также располагающими своим инвентарем. В группе же складывается совершенно другая ситуация: игрушки все общие, а детей значительно больше и понравившуюся игрушку надо еще отстоять, надо договориться.

— Что входит в компетенции сотрудников по адаптации ребенка к пребыванию в детском саду?

— В первый день ребенка в детском саду воспитатель знакомит его с группой, показывает что где находится, для чего предназначено и что с ним можно делать (для игрушек) объясняет правила поведения в группе, на участке, проводит экскурсию по территории детского сада. Если в группе уже есть дети, то знакомит с детьми, организует игровые ситуации, в игровую деятельность с другими детьми. Привлекает внимание ребенка к сверстнику, вызывает интерес к нему, показывает способы взаимодействия, «настраивает» на доброжелательное отношение с другими детьми в группе, то есть специалист способствует формированию у детей в группе потребности в общении друг с другом. Также в детских садах Краснознаменска есть психологи, которые по обращению родителей могут помочь детям.

— Маленькие краснознаменцы, какие они?

— Маленькие краснознаменцы открытые, активные, непосредственные и общительные. С миллионом «почему» в буквальном смысле на устах. Со своей точкой зрения по многим вопросам, уверенные в себе.

— Давайте проверим, насколько запоминается информация из детства, чтобы некоторые родители не думали, что ребенок все забудет. В какой детский сад вы ходили?

— Я ходила в детский сад не в городке — папа тогда служил на Дальнем Востоке. Там было около 10 пятиэтажных домов и один детский сад «Солнышко».

—  Внимание, читатели! Как звали ваших воспитателей?

— Татьяна Ивановна Дмитриева (сейчас в городке, но работает в части) и Маргарита Ивановна Бочкова, в подготовительной группе ещё была Татьяна Владимировна Мерзлякова (сейчас дефектолог 2 сада).

— Самое яркое воспоминание детства?

— Языком на прогулке к турнику «приклеилась». :-) Дело было так. На турник в форме шара на участке детского сада мы полезли с девочками наперегонки, нога соскочила и я случайно коснулась нижней губой турника и моментально прилипла. А когда стала объяснять, что случилось, прилип уже язык. Было ужасно обидно, так как буквально накануне вечером во дворе тоже «прилип» мальчик, и как это больно и неприятно, видела своими глазами. Хотя нас страховали взрослые. :-)

А по-настоящему — первая поездка на фирменном поезде «Россия» из Екатеринбурга во Владивосток. Мне тогда 5 лет было. Общее ощущение чего-то необыкновенно большого, бесконечного, разнообразного. В ту поездку первый раз увидела озеро Байкал — по моим детским впечатлениям мы целый день вдоль него ехали. А еще очень яркое воспоминание опять же связано с природой: в приморском заповеднике, в небольшой бухточке, камни на суше желтые-желтые, а в воде синие, но когда коснулись синих «камней» рукой оказалось, что это морские звезды и они одновременно поднялись с камней — казалось, что дно поднимается, «ожило». Их было так много, что желтых камней просто видно не было.

Информация о детских садах Краснознаменск на портале Edumsko.ru

http://krasnoznamenskdou1.edumsko.ru/ — детский сад № 1;
http://krasnoznamenskdou2.edumsko.ru/ — детский сад № 2;
http://krasnoznamenskdou3.edumsko.ru/ — детский сад № 3;
http://krasnoznamenskdou4.edumsko.ru/ — детский сад № 4;
http://krasnoznamenskdou5.edumsko.ru/ — детский сад № 5;
http://krasnoznamenskdou6.edumsko.ru/ — детский сад № 6;
http://krasnoznamenskdou7.edumsko.ru/ — детский сад № 7;
http://krasnoznamenskdou8.edumsko.ru/ — детский сад № 8;
http://krasnoznamenskdou9.edumsko.ru/ — детский сад № 9.
http://krasnoznamensk.edumsko.ru/ — сайт Управления образования




© 2001–2017   Творческое объединение «Твой электронный город — Краснознаменск.ру»

Произведения, защищенные копирайтом можно использовать для цитирования сообщений в СМИ, научных исследований, обучения, комментариев и критики, но с обязательной ссылкой на источник и использованием не более нескольких абзацев авторского текста.